В каких случаях ребёнку необходим тьютор
Содержание:
- Как добиться тьютора для ребёнка: возможные варианты
- Качества будущего тьютора
- Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения
- Тьютор в средней школе
- Как проходит первая встреча с тьютором
- Общие критерии выбора программ обучения
- Исследование индивидуализации в работе тьютора
- Требования к специалистам
- Кто такой тьютор?
- Как выбирать тьютора
- Чем занимается тьютор?
- Особенности работы тьютора в детском саду
- Описание профессии
- Преимущества профессии тьютор
- Качества тьютора и требования к личности
- Что это такое?
Как добиться тьютора для ребёнка: возможные варианты
Есть два способа получить тьютора для ребёнка инвалида. Самый очевидный – получить соответствующее заключение на ПМПК. Но не во всех регионах в такие комиссии входят медики, так что следует при подготовке к комиссии заручиться соответствующей рекомендацией от лечащего врача. К примеру, в Москве на ПМПК требуют справку по форме 297, в которой как раз зафиксированы медицинские рекомендации, в том числе — о необходимости присутствия ассистента или тьютора
Обратите внимание: эта рекомендация вписывается в графу «специальные условия обучения». И даже если в вашей ПМПК присутствует врач, лучше все таки подготовить эту справку от медика, который хорошо знает вашего ребёнка, а не видит его впервые
Дополнительно обязательно подготовьте к ПМПК другие доказательства того, что ребёнок нуждается в особой помощи: характеристику из детского сада, какие-то работы, письменные или художественные.
Вы можете столкнуться с мнением, что тьюторство положено только при определённых диагнозах. Это не верно, потому что ни в каких стандартах это не прописано, а в ФГОСе тьютор описан как специалист, помогающий детям с ОВЗ и только, без указания каких-либо диагнозов.
Изучите вот такие важные для решения этого вопроса документы: Письмо Минобразования ТС-551/07 от 20.02.2019 года и Приказ Минобразования 1015 от 30.08.2013. Возьмите эти документы с собой на комиссию для аргументированного разговора.
Второй вариант, если не получилось на ПМПК – это обратиться непосредственно к консилиуму педагогов в вашей школе, так как он тоже имеет полномочия предоставить ребёнку тьютора, а директор учреждения может ввести дополнительную штатную единицу для этой цели. Это более сложный вариант, но есть масса примеров, когда это сработало.
Чтобы получить такую помощь, обратитесь с письменным заявлением к директору школы и лучше сделать это заранее, потому что по закону у школьной администрации месяц на рассмотрение. Учитывая сложности в введении дополнительной единицы в штат, специалисты рекомендуют начать заниматься этим вопросом за год до поступления ребёнка в школу.
Фото: mrc-zdorovie.ru
Качества будущего тьютора
Тьютор должен быть не только образован (знание педагогических дисциплин, психологии, основ коррекционной педагогики и инклюзивного образования), но и иметь хорошую выдержку, чувство такта, креативное мышление и, конечно же, любовь к детям.
Он должен исключить из своего профессионального поведения требовательность, строгость, шаблонность, так свойственные многим преподавателям.
В заключение отметим следующее.
Развитие общества набирает все большие и большие обороты, поэтому нам необходимы новые квалифицированные личности, способные научить нас самореализации в условиях постоянной смены действительности, даже если идейная деятельность этих личностей будет перенята из иной культурной среды.
В этом видео вы узнаете много интересного о профессии от самих тьюторов:
Лучшие вузы и краткосрочные курсы для обучения
Для получения профессии тьютора лучше всего поступать в классические или педагогические университеты. Среди столичных вузов можно выделить:
- Московский государственный педагогический университет – в своем составе имеет ряд подразделений, которые обучают специалистов по работе с различными категориями детей. В частности, в Институте детства есть магистерские программы «Тьюторство в сфере образования» и «Психологическое сопровождение семей особенных детей». Также интересным направлением для сторонников поддерживающего образования будет профиль «Семейное воспитание».
- Московский государственный гуманитарно-экономический университет – дает психолого-педагогическое образование за 4 года очно и за 5 лет заочно. Первые 2 года студенты проходят фундаментальную подготовку, затем в течение 2 лет концентрируются на особенностях инклюзивного обучения.
- Московский государственный психолого-педагогический университет – предлагает абитуриентам различные виды подготовки, в частности в сфере социальной и образовательной психологии. Уровень полученных умений и знаний позволяет выпускникам работать во всевозможных детских учреждениях.
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) разработал программы бакалавриата и магистратуры, ориентированные на изучение психологических особенностей образовательного процесса. На тьютора учиться лучше всего в институтах педагогики или психологии, входящих в структуру вуза.
- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова предлагает направление «Психология развития и обучения».
В региональных вузах также есть широкий выбор специальностей, получив которые можно работать тьютором, к примеру:
- Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) – один из немногих в стране имеет направление подготовки «Тьютор» в Институте педагогики, психологии и социологии. Основной упор при подготовке делается на изучении особенностей развития человека и формирования личности.
- Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. В вузе есть возможность получить глубокие познания в психологии обучения школьников. С этими навыками и определенным опытом работы в сфере образования можно пробовать себя в качестве личного наставника ребенка.
- Воронежский государственный педагогический университет на гуманитарном факультете предоставляет студентам возможность фундаментально изучить профиль «Социальная педагогика и психология».
Даже дипломированным педагогам, намеренным заниматься индивидуальным сопровождением детей или взрослых, стоит окончить курсы переподготовки. Так, в Столичном институте профессионального образования можно пройти программу «Специфика профессиональной тьюторской деятельности в системе образования» за 72 или 144 академических часа в очном и дистанционном формате. Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы за предлагает 340-часовую программу «Тьюторское сопровождение обучающихся», после окончания которой присваивается соответствующая квалификация.
Тьютор в средней школе
Designed by Freepik
В системе среднего образование с работой тьюторов знакомы, в основном, в инклюзивных школах, учреждениях для одаренных детей и инновационных учебных заведениях. Также тьюторы работают с детьми, находящимися на домашнем обучении.
Считается, что этими случаями необходимость в составлении индивидуальных планов обучения и развития для школьников ограничивается. Это неправильно и несправедливо. И в обычной школе все дети разные, и каждому из них совсем не помешает наставник, который поможет им осознать и раскрыть свои таланты, направит его развитие по пути наибольшей эффективности. Особенно это актуально для старшеклассников, стоящих перед ответственным выбором будущей профессии.
Кроме того, тьютор в школе:
- помогает адаптироваться в травматичной для ребенка ситуации перехода из ДОУ в школу и дальше: из начальной школы в среднюю — старшую — в ВУЗ;
- способствует установлению контактов со сверстниками;
- учит адекватному восприятию возникающих в ходе обучения проблем и методам их оптимального разрешения;
- составляет индивидуальную программу обучения и контролирует ее выполнение.
И именно тут возникает главная сложность. В инновационной, коррекционной школе или на домашнем обучении индивидуализация программ обучения обусловлена самой системой, — а что делать в обычной школе, где все учащиеся должны пройти определенную программу и сдать стандартные тесты? Готовы ли школы к тому, чтобы повсеместно вводить тьюторов, а значит, и индивидуализировать образование для каждого ребенка?
Однозначного ответа на эти вопросы пока нет. Но есть понимание того, что российское образование постепенно уходит от «уравниловки» и настраивается на построение системы открытого образовательного пространства, для чего: расширяет число направлений обучения и контингент обучающихся; разрабатывает новые образовательные технологии; выстраивает межпредметные связи.
Именно в этой системе — не ограниченной жестко единой для всех учебной программой, а построенной с учетом различных образовательных запросов, — индивидуализированные программы обучения наиболее востребованы. Это мировая практика, и нам от нее не уйти.
Как проходит первая встреча с тьютором
Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу.
Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора.
Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.
Знакомство с тьютором
Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.
Выявление сильных сторон ребёнка
Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков».
Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее.
«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».
Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».
Обсуждение образовательного маршрута
Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.
«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.
В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней.
Завершение
В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами.
Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.
Общие критерии выбора программ обучения
А в заключительный раздел мы собрали основные критерии, которые, на наш взгляд, должны быть основопологающими при выборе программы обучения для тьюторов:
Образовательная программа должна отражать принцип индивидуализации и вариативности. Это значит, что в программе вы должны иметь возможность выбирать, выстраивать свой маршрут её освоения. Для этого в курсе должны быть различные модули, возможно, варианты аттестации и оценки, выбор которых осуществляется на основе ваших личных запросов.
Программа должна иметь, так называемые, продуктные формы, т.е. предлагать участникам возможность разработать проект (например, тьюторский или проект профессионального развития).
Преобладание практических, интерактивных форм обучения. Поскольку напрямую быстрый перенос теоретических принципов и схем в свою практику скорее невозможен, требуется практика
Важно, чтобы в обучающей программе были практические задания, лаборатории, анализ кейсов и т.д.
Исследование индивидуализации в работе тьютора
Процесс реализации тьюторского сопровождения в начальной школе воплощаются педагогами через систему деятельностных проектов в учебном и внеучебном пространстве школы. Причем, педагоги начальной школы принимают основания тьюторского подхода и реализации его в практике, но и им самим часто необходима тьюторская поддержка и особый тип сопровождения, организованный, целеполагаемый и управляемый процесс, направленный не только на конечный результат, но и на саму деятельность. Следовательно, нужно организовать управление процессом, то есть создавать деятельность, а это во власти управленческой компетентности.
Ж.Е. Абдыхалыкова в своей статье отмечает, что «…тьютор, владеющий разными формами индивидуальной работы, такими как наставничество, обучение, коучинг, психологическое консультирование, должен четко понимать, что тьюторское сопровождение – это особого рода педагогическая деятельность, в основе которой лежит ориентация на «частный, внутренний и осознанный заказ студента на собственный процесс образования». Одним из основных инструментов коучинга является диалог в форме последовательной постановки коучем перед своим клиентом вопросов, позволяющих второму самостоятельно, «здесь и сейчас», находить решения на тех или иных проблем. Отсюда и появляется задача для тьютора: развитие своего подопечного до готовности брать на себя ответственность за процесс своего становления и обучения. Задача тьютора – перевод отношений педагога и студента из категории «субъект – объект» в категорию «субъект – субъект».
Сравнивая позиции учителя и тьютора, необходимо отметить, что учитель делает акцент на обучении, в то время как тьютор – на процессах социальной практики и образовательной рефлексии. Этот процесс обеспечивает взрослый, а именно – тьютор. Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева отмечают: «Тьютором в системе школьной образовательной среды можно назвать человека, который занимает особую педагогическую должность, обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождает процесс индивидуализации в школе.
Остановимся подробнее на понятии индивидуализации. Индивидуализация в образовательной среде – это новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования; это построение индивидуальных образовательных программ».
Я. Р. Иванова, Д. В. Сувернева разработали авторскую программу «Шаг к успеху». Эта программа предполагает работу с одаренными на уроке, углубленное изучение предмета в рамках факультатива и индивидуальных консультаций, закрепление материала посредством различных информационных порталов и ее реализацию в «Виртуальной сокровищнице», представляющей собой интерактивный сайт для обмена опытом и информацией. Программа разработана для одаренных учащихся 6-9-х классов и предполагает отсутствие возрастного деления неординарных, творческих, интеллектуально-развитых детей.
Е. И. Миркина в своей статье выделяет ключевые составляющие, которые необходимо внедрять в современный образовательный процесс:
«1. Взаимосвязь практического опыта и самостоятельной (без контроля за процессом) деятельности с последующей рефлексией как самого процесса, так и полученного результата для понимания себя.
- Создание всевозможных ситуаций выбора и осмысления его оснований.
- Создание пространства для проявления инициативы, свободного творчества и совершения ошибок.
- Обучение через проблемные задачи и многовариантность решений.
- Работа с персональными смыслами и способами реагирования».
Исходя из этого, не сложно понять, почему индивидуализация и тьюторство все чаще и основательнее обсуждаются в сфере образования. В этих реалиях ясно, что просто не может и речи быть об универсальном учебном плане для всех. А также об обучении без образовательного запроса. Каждый человек – носитель собственных смыслов, способностей, намерений, и следовательно – каждому для реализации нужен индивидуальный образовательный маршрут (план, программа и т. д.).
Требования к специалистам
Родители и директора учебных заведений выдвигают определенные требования к тьюторам. Современный квалифицированный специалист должен им соответствовать. Основные из них:
- тактичность;
- стрессоустойчивость;
- ответственность;
- организованность;
- оптимистичный настрой;
- аналитическое мышление;
- принципиальность;
- терпеливость.
Цель работы специалиста — повысить уровень знаний ребенка. Для этого он должен быть всесторонне развитым и уметь творчески мыслить. Ему приходится работать с разными детьми, поэтому нужно запастись терпением и искать свой подход к каждому. В этом деле помогут тактичность, терпеливость и неконфликтность.
Но тьютор также должен проявлять строгость и правильно вести себя с учениками. Неприемлем не соответствующий педагогу внешний вид и неадекватное поведение. Дети должны уважать и слушать специалиста. Даже при совмещении работы в учебных заведениях и индивидуальных занятий тьютор остается ответственным и оптимистичным.
Требуется также достойный уровень образования. Диплом тьютора можно получить в государственном гуманитарном, педагогическом и психолого-педагогическом университетах. Для регионов достаточно окончить колледж или курсы по педагогике и психологии.
Навыки, которыми должен обладать тьютор:
- опыт развивающего обучения;
- уверенный пользователь ПК;
- умение анализировать разные уровни развития и обучения детей;
- практика в использование современных технологических средств;
- навыки самостоятельного развития.
Спросом пользуются тьюторы в возрасте от 27 до 40 лет с опытом работы или без него. Государственные учреждения готовы взять на должность специалиста, который прошел подготовку в учебном заведении или на курсах. Но предпочтение все же отдают тем, кто уже имеет опыт работы педагогом, учителем или воспитателем.
Кто такой тьютор?
Есть много синонимов к слову тьютор: учитель, воспитатель, опекун, наставник. Ни одно слово не передает полностью определение этой профессии. Слово имеет латинское происхождение, в переводе «tutorem» означает «репетитор». Задача этого специалиста – организовать процесс обучения в соответствии с учетом личных качеств и индивидуальных особенностей ученика. При этом участие подопечного не пассивное, и развивается по принципам самопознания и рефлексии.
Тьютор анализирует проблемы подопечного и выявляет скрытые возможности. К его обязанностям относятся:
- Выявление способностей и сильных качеств ученика, определение вектора роста.
- Разработка плана индивидуальных занятий с использованием имеющихся ресурсов.
- Организация среды.
- Мотивация к обучению.
- Взаимодействие с людьми, составляющими близкое окружение ребенка.
- Фиксирование достижений и определение динамики развития подопечного.
Кто такой тьютор, узнаете также из видео:
Как выбирать тьютора
Важно, чтобы тьютор вызывал доверие. Иначе его подопечный просто не будет откровенно делиться своими проблемами с педагогом
На роль преподавателя часто берут молодых педагогов — сокращается разрыв между поколениями, мешающий созданию доверительных отношений
Также нужно обращать внимание на:
Квалификацию
Лучше всего с ролью тьюторов справляются люди с аттестатом психологических, педагогических факультетов, с сертификатом курсов тьюторов;
Отзывы
Не надо пользоваться услугами человека, не работавшего тьютором ранее. Либо же его стаж должен быть тесно связан с педагогикой;
Первое впечатление
Учащийся должен симпатизировать сопровождающему. Если с первой встречи минимальная связь между ними не сформировалась, лучше продолжать поиски.
Чем занимается тьютор?
Основная задача преподавателя — давать ученикам знания в конкретной области и контролировать процесс усвоения этих знаний. Коучи помогают справляться с внутренними противоречиями и негативными установками и развить свои сильные стороны. Задачи тьютора находятся примерно посередине и охватывают обе области. Для учеников он проводник, который связывает интересы студентов с учебным процессом.
Чем конкретно занимается тьютор:
- Помогает определиться с программой обучения, опираясь на запрос «Чего хочу я?», а не «Чего хотят от меня другие?». Выбор направления при работе с тьютором соответствует интересам студента, способностям и типу его характера.
- Курирует процесс обучения студента, помогает наладить коммуникацию с преподавателем, разобраться в теме, найти нужные материалы или инструменты.
- Следит за психологическим комфортом подопечного, чтобы студент не терял интерес и мотивацию и видел, как полученные знания помогут решать его задачи в будущем.
«Я регулярно напоминаю студентам о возможности поговорить “по душам”. В месяц у меня около 20 звонков с теми, кто потерял мотивацию. Часто это не напрямую связано с учебой: накапливаются проблемы извне. У меня есть студент, с которым мы каждую неделю списываемся, и он мне присылает отчет о проделанной работе, я ему даю обратную связь. Иногда он пишет, что ничего не успел сделать, тогда я отвечаю: “Ничего страшного, давай подумаем, как успеть чуть больше сегодня”», — рассказывает Елена.
В дистанционном образовании позиция тьютора особенно важна, потому что ученики нуждаются в мотивации и постоянном прямом контакте. У них нет возможности очно общаться с преподавателями и сокурсниками, им доступен только формат онлайн-уроков, консультации и чаты. Поэтому тьютор поддерживает атмосферу сообщества и отвечает за нетворкинг.
Особенности работы тьютора в детском саду
В системе дошкольного образования деятельность тьютора традиционно связывают с инклюзивным образованием, т. е. с помощью «особым» детям. В этом случае нужно разделять тьютора и сопровождающего ребенка.
Сопровождение ребенка направлено в основном на помощь в выполнении чисто технических моментов (одевание, еда, самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в том числе родители ребенка, его близкие, студенты.
Тьютор обязательно должен иметь профильное образование, обладать необходимыми знаниями и навыками. Его цель — помочь успешному включению ребенка с особенностями развития в образовательную среду детского сада.
Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом, становятся:
- выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанника;
- вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
- подбор методических средств для создания индивидуальной образовательной программы ребенка;
- адаптация ребенка к коллективу;
- -контроль результатов реализации индивидуальной программы.
Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.
Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и диагностических картах.
Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие соответствующее возрасту — то есть готов к школе.
Описание профессии
В форме тьюторства фактически реализуется идея поддерживающего образования. Такой вид взаимодействия ученика с наставником является принципиально новым для России. Раньше индивидуальные занятия проводились только репетиторами, и заключались они в основном в углублении знаний по конкретному предмету.
Чем отличается тьютор (наставник) от учителя или психолога? Педагоги основное внимание уделяют обучению предмету, при этом социальная практика школьника и его рефлексия чаще всего выносятся за скобки или являются второстепенными целями. Психологи могут помочь в конкретной трудной ситуации, однако они не влияют на образовательный процесс
Наставники сопровождают учащегося по большинству направлений: от формирования учебного плана, развития навыков самообразования, поиска мотивирующих факторов до оказания помощи в понимании себя как личности и осознании своих сильных и слабых сторон.
Теперь остановимся на моменте, где может применяться поддерживающее образование в нашей стране:
- Образовательные учреждения (детсады, школы, колледжи, вузы). При всех своих преимуществах массовое обучение школьников и студентов имеет и недостатки. Учитель или преподаватель зачастую физически не может (а нередко и не хочет) искать подход к каждому учащемуся, дополнительно работать с ним и подбирать способы более понятного объяснения материала. На проблемного ученика он может вообще махнуть рукой. Наставник же в сотрудничестве с педагогами и родителями будет выбирать индивидуальный путь подопечного к знаниям, опираясь на его сильные стороны и более детально работая с недостатками.
- Проблемные семьи. Тьюторы выступают в роли психологов и посредников, помогая «разрулить» проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми, а также улучшить их успеваемость в школе. Особенно часто необходимость в таких наставниках возникает, когда ребенок вступает в подростковый возраст.
- Дистанционное обучение. Этот способ подготовки специалистов (E-learning) стремительно развивается как за рубежом, так и в нашей стране. В большинстве российских вузов и образовательных центров уже обучают в этом формате, многие направления выгоднее учить в дистанционной форме, поскольку это помогает вдвое сократить затраты финансовых и временных ресурсов студента. К услугам обучающихся все возможности интернета, а правильно сориентироваться в том, какая информация наиболее важна и актуальна при удаленном обучении, подсказывает tutor, который работает с подопечным в онлайн-режиме.
В отдельный раздел стоит вынести тьюторство как способ работы с особенными детьми. В соответствии с мировыми трендами и педагогическими разработками в России развивается инклюзивное образование. В детсадовской группе или школьном классе могут вместе учиться обычные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень заболеваний таких детей широк, это могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, плохое зрение или слух, ДЦП, отставание в интеллектуальном развитии. Они способны учиться вместе с другими детьми, однако им не обойтись без помощи сопровождающего воспитателя. Она может заключаться как в физической поддержке (например, для перемещения по школе), посреднических функциях для усвоения учебного материала (использование специального оборудования, или языка жестов), так и в мотивации к получению знаний. Педагог-сопровождающий обычно занимается несколькими детьми одновременно, т. к. постоянное присутствие в классе требуется не всегда.
Кроме непосредственного участия в образовательном процессе наставник помогает социализации особого ребенка, способствует налаживанию контактов со сверстниками. Также ему приходится координировать работу всех, кто причастен к выполнению индивидуальной программы реабилитации: инструктора лечебно-физкультурного кабинета, психолога, дефектолога, логопеда и др.
Преимущества профессии тьютор
Персональный педагог может реализовать себя, работая как индивидуально, так и в различных специальных учебных заведениях с группами детей. В случаях с индивидуальным форматом занятий снижается эмоциональное напряжение, ведь взаимодействие с одним ребенком не требует распределения энергии на целую группу.
Сегодня в образовательной сфере увеличивается востребованность профессии и, соответственно, спрос на специалистов растет. Кроме того, данная специальность находится в списке профессий будущего, поэтому тьютору не нужно переживать относительно занятости как сейчас, так и в будущем.
К тому же, уровень заработной платы повышает интерес к профессии со стороны специалистов. В зависимости от квалификации средний оклад тьютора в Москве колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей, а по России наставники получают от 8 до 33 тысяч. Проведение индивидуальных занятий также приносит хороший доход: от 500 до 1000 рублей в час. Плюс такие уроки не ограничивают по времени и позволяют самостоятельно устанавливать график работы.
Если специалисту нравится его работа, он будет получать большое моральное удовольствие от общения с детьми и возможности открыть перед ними мир знаний, расширить кругозор.
Имея достаточно опыта и знаний, можно заняться индивидуальным предпринимательством и открыть собственную школу или учебный центр.
Качества тьютора и требования к личности
Если должностные обязанности, требования к знаниям тьютора вы сможете легко найти в профессиональном стандарте, поэтому я не стала подробно их расписывать, то вот на качествах тьютора стоит остановиться подробнее.
Тьюторская деятельность в первую очередь предполагает работу с людьми, поэтому основные качества личности, без которых тьютору не обойтись: коммуникабельность, порядочность, ответственность. Умение общаться необходимо не только в непосредственном взаимодействии с детьми, но и с другими субъектами образования.
Наряду с вышеперечисленными качествами, ключевым, на мой взгляд, является стремление к развитию, самообразованию и опыт построения своего образовательного маршрута.
Поскольку профессию тьютора относят к средовой (умение работать с образовательной средой, создавать её), то тьютору очень могут пригодиться организаторские способности, умение нестандартно мыслить.
Что это такое?
Сопровождение сотрудников в их обучении и развитии – это сложная и многогранная деятельность. А когда встает задача связать обучение с практикой, повысить эффективность бизнес-процессов, всё становится еще интереснее. Поэтому в отношении ролей в бизнес-образовании иногда можно встретить курьезы: тьютора путают с трекером, ментора – с наставником, тренера – с модератором и т. д
Порой одну роль пытаются определить через другую, например: «тьютор – это фасилитатор, призванный помочь обучающемуся выбрать индивидуальную траекторию образования»1 или «тьюторство и коучинг как особые формы наставничества…».
Но методологически важно разобраться кто есть кто в образовательном процессе: размытость ролей или стремление включить в одну роль всё на свете может привести к тому, что ни в одной роли сопровождающий не достигнет целей.
Чем же сегодня оперируют специалисты в области сопровождения образовательных процессов? К сожалению, многие модели, которыми пользуются для наполнения и определения ролей, уже морально устарели.
Базовая модель для дифференциации ролей в образовательном процессе 2
Самое простое деление на групповой и индивидуальный процессы, которые вы видите на схеме, предложенной латиноамериканцем Гектором В. Лозоя, уже не выглядит вполне достаточным: если раньше коуч работал только с одним клиентом, теперь мы встречаем командный, групповой и даже дуальный коучинг
И коучинг, и модерация основываются на внутреннем знании, которым уже располагают участники, но вряд ли этого хватит для того, чтобы дифференцировать все роли.
Поэтому намного логичнее исходить из целей обучения и развития, понимая:
1
каким будет фокус внимания роли,
2
что является источником влияния в процессе,
3
какой результат участники ожидают получить от взаимодействия.
Сравнительный анализ ролей в образовательных проектах
К этому списку также можно добавить:
временные рамки, то есть насколько длительным будет планируемое взаимодействие,
тип отношений, то есть насколько общение будет формализованным,
требования к планированию, то есть насколько важна подготовка к каждой сессии.