Как понять нужен психолог или психотерапевт

В каких случаях обращаются к психотерапевту

Психотерапевт работает с разными проблемами психического здоровья — эмоциональными перепадами, паническими атаками, фобиями, вспышками агрессии. Появившиеся у человека мании (зависимости) также лечатся врачами-психотерапевтами. Нередко терапия проходит во взаимодействии с другими клиническими специалистами — неврологами, эндокринологами, психиатрами и т.д.

Постоянная апатия

Апатия — угнетенное состояние психики, когда у человека отсутствует или резко снижается стремления и интересы. Эмоции подавлены, присутствует безразличное отношение к событиям. У такого пациента отсутствуют мотивации к каким-либо действиям. Даже выполнение повседневных обязанностей, таких как принятие душа или приём пищи, становится «делом суток» и требует усилий от пациента. Задача психотерапевта — выявить причину постоянной апатии с помощью бесед, наблюдений, психологического тестирования. По результатам анализа ситуации назначается терапевтическое лечение, включающее коррекцию режима, сеансы психотерапии, фармакологические методы.

Навязчивые мысли

Состояние, когда в сознание человека без его воли и бесконтрольно вторгаются образы или побуждения. Пытаясь самостоятельно избавиться от навязчивых мыслей, или обсессии, пациент испытывает страх и дискомфорт. Причиной такого состояния могут быть перенесенные стрессы, затянувшаяся депрессия, и даже шизофрения. Примеры навязчивых мыслей:

  • Страх заражения болезнями, потребность в стерильном окружении.
  • Патологическое желание порядка и симметрии.
  • Бесконтрольный счет.
  • Фатализм — постоянные мысли о конце света, несчастных случаях, угрозах жизни.
  • Навязчивые фантазии — мысли, чуждые привычному мышлению человека, носящие религиозный, агрессивный или сексуальный характер.

Психотерапевт проводит психокоррекцию, применяя различные методики и фармакологические препараты.

Вспышки агрессии

Деструктивное поведение человека может представлять опасность для него самого и окружающих. Внезапные гнев, злость, ярость, ненависть — всё это проявления агрессии. Такие симптомы могут сопровождать более серьёзные заболевания, чем простое нарушение психики. К таким болезням относятся:

  • Эндокринные нарушения — сахарный диабет, изменение уровня половых гормонов, нарушение функции щитовидной железы и другие.
  • Травмы головы.
  • Инсульт.
  • Астенизация нервной системы.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Гипертиреоз.

Причём основное заболевание может протекать бессимптомно. В отсутствии физических проблем, причинами деструктивного поведения могут стать психические расстройства, перенесенное моральное насилие, сильное потрясение и другие специфические факторы. Задача врача выявить причину вспышек агрессии, собрать анамнез, назначить лечение.

Резкие перепады эмоций

Быстрые смены настроения характерны для подвижной психики. Перепады эмоционального фона выражаются в резкой перемене реакций на внешние факторы — слезливость, апатия, тревожность, подозрительность сменяются чувством радости, эйфории, импульсивности и дурашливости. Психотерапевт ищет причины такой эмоциональной неустойчивости и назначает лечение.

Появление зависимостей

Мании человека — также компетенция врача-психотерапевта. Многие зависимые люди сами не осознаю опасность своего положения, считают, что их маниакальное увлечение ничем не угрожает. Зависимость носит хронический характер и с трудом поддаётся психокоррекции. Традиционные виды зависимостей связаны с пристрастием к алкоголю, табаку, наркотикам. Но в последнее время этот список пополняется новыми видами зависимостей:

  • Игромания — больше подвержены подростки и мужчины.
  • Шопомания — безудержное желание покупать появляется у женщин, иногда у мужчин.
  • Фудмания — пристрастие к еде в общем или определенному продукту.

Работа с нарушениями психики — всегда имеет комплексный подход, находящийся на стыке медицинских направлений. Психиатр при необходимости задействует инструментальные исследования мозга — КТ, УЗИ, а также традиционные способы диагностики.

Описание программы:

Департамент психологии Уральского гуманитарного института УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, кафедра клинической психологии и психофизиологии реализует ФГОС ВО по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета).

Специализация, по которой готовятся выпускники, – «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях».

В рамках этой специализации студенты осваивают дисциплины: «Психодиагностика в деятельности психологов силовых структур», «Психологическое сопровождение деятельности специалистов экстремального профиля», «Психология кризисных ситуаций», «Психосоматика», «Дистанционные методы психологического консультирования», «Психологическая помощь детям в кризисной ситуации», «Спец-практикум-тренинг по работе с семьей», «Психологическая профилактика зависимого поведения», «Практикум по детской патопсихологии»; «Расстройства личности», «Клиническая психология в геронтологии», «Проективные методы в клинической психологии» и др.

Также в программу включены дисциплины: «Основы психотерапии», «Введение в клинический психоанализ», «Когнитивно-бихевиоральная терапия», «Основы психокоррекционной работы». Широко представлен модуль «Нейропсихология детского возраста».

Дисциплины читают ведущие специалисты в своих областях, проводятся научные исследования в области психологии здоровья, студенты получают практические навыки работы в психологических и реабилитационных центрах города. 

Программа показала себя востребованной на рынке образования и труда: наши выпускники востребованы в учреждениях здравоохранения, МЧС, образовательных, коррекционных центрах города, области и России.

Научные и практические интересы сотрудников кафедры разнообраны и касаются таких областей, как психофизиология, нейропсихология,психосоматика, психотерапия, психология экстремальных состояний и др.

У студентов имеется возможность также пройти практику на базе Лаборатории мозга и нейрокогнитивного развития и Лаборатории нейротехнологий. Лаборатории оснащены современным оборудованием для проведения научных исследований в области нейронаук: 128 channels Geodesic EEG System 300 с Geodesic Photogrammetry System (GPS) 3.0, Eye-tracker SMI RED 500, система видеонаблюдения за поведением.  Специалисты Лабораторий владеют методиками оценки нейрокогнитивного развития ребенка Bayley Scales of Infant and Toddler Development-3rd Edition (BSID III), ADOS (диагностика аутизма), МакАртуровским тестом коммуникативного развития детей раннего возраста «The MacArthur Communicative Development Inventory».

В Лабораториях осуществляются: 1) лонгитюдные исследования особенностей нейрокогнитивного развития детей раннего возраста (0-3 года), в частности недоношенных детей, детей с семейным риском развития РАС и СДВГ, детей, перенёсших ишемический инсульт; 2) исследование рабочей памяти, когнитивной перегрузки; и другие

Лаборатория сотрудничает с Baby Lab, Uppsala University, Department of Psychology (проф. Клаус фон Хофстен, Швеция); с отделением восстановительного лечения, городским перинатальным центром ДГБ №10 г. Екатеринбурга. 

Кроме того, студенты имеют возможность проходить практику в Свердловской областной клинической психиатрической больнице, Центре экстренной психологической помощи МЧС России, Уральский филиал, центрах социально-психологической помощи семье и детям, нейропсихологических центрах города. 

Есть вопросы? Задайте их в «Фейсбуке» и «» или по телефону горячей линии по приему-2020 8 905 800 35 95!

Уважаемые абитуриенты, доступна запись Презентация образовательной программы УГИ «Клиническая.. — Видео (vk.com). Прямой эфир состоялся в рамках Дней открытых дверей УГИ УрФУ в мае 2020 года. 

Этика в клинической психологии

Эта сфера изучается в деонтологии, которая в большей степени связана с пониманием разных форм психологического воздействия медработников на человека с проблемами. Основы клинической психологии выделяют четыре модели медицинской этики:

  1. Модель Гиппократа . Включает моральные принципы врачевания того времени, на основе которых составлялась клятва. Она касалась обязательств о не причинении вреда, оказании помощи и проявлении уважения, отказа от сексуальных отношениях с пациентами и так далее.
  2. Модель Парацельса . Основана на понимании отношений между врачом и пациентом. Она сформировалась в Средние века. Основной принцип этой модели – делай добро.
  3. Деонтологическая модель . Проводит оценку действия не только учитывая результат, но и помыслы. Она функционировала до революции.
  4. Модель биоэтики . Сформировалась в 60-70-х г., она рассматривает медицину с учетом прав человека.

Отрасли клинической психологии

  1. Психосоматика. Направлена на выявление соматических и психосоматических проблем пациента, их происхождение. Раздел изучает взаимосвязи таких сложных заболеваний как онкологические с психическими факторами, их провоцирующими. Психолог помогает подготовить больного к непростой информации о диагнозе, сопровождает его на протяжении болезни, настраивает на операцию, помогает при реабилитации и так далее. Кроме того, данный раздел посвящен расстройству — острой хронической психической травме, которая может привести к ишемии, язвенным заболеваниям, гипертонии, нейродермитам, псориазу, бронхиальной астме.
  2. Психотерапия – базовый метод при психокоррекции. Представляет набор методик и техник, которые используются психологом при терапии и проведении ряда изменений, касающихся психоэмоциональной сферы пациента, а также его поведения, коммуникативных навыков. Коррекционные мероприятия направлены на повышение настроения, самочувствия, адаптационных возможностей освоения в обществе. Психотерапия проходит как в группе, так и в индивидуальном порядке.
  3. Нейропсихология – большая отдельная дисциплина в науке, которая занимается исследованием головного мозга и центральной нервной системы, их роли в психических процессах человека. Включает и психиатрию, и неврологию, и философские проблемы при достижении понимания того, как функционирует человеческое сознание. Изучает искусственные нейрональные сети, когнитивную науку. В советской психологии специалисты рассматривали вопросы причинно-следственных связей поражения мозга, локализации нарушения и происходящими в это время изменениями в психике. Нейропсихологи изучали такие трансформации в функциональных особенностях психики, возникающих из-за мозговых травм, исследовали местоположение ведущего центра заболеваний и разрабатывали методы реабилитации, лечения, а также теорию и методологию основ для психологии общей и клинической.
  4. Психокоррекция – основа для психотерапии. Она направлена на непосредственное оказание помощи больному. Формирует не только психотерапевтическую программу, но и последующую реабилитацию как системную медико-психологическую деятельность. Психокоррекция позволяет восстановить свой социальный статус, вернуться в общество полноценным его членом, благодаря сочетанию педагогических, медицинских, психологических и социальных процедур и мероприятий. Сюда относятся и психогигиена, изучающая сохранность и поддержку психического здоровья, и психологическая профилактика – совокупность мер, предупреждающих появление психического расстройства.

5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.

Требования к образованию

Большинство дипломированных специалистов данной профессии имеют докторскую степень в сфере психологии. Зачастую они сначала получают степень бакалавра, а затем начинают специализироваться на медицинской психологии в аспирантуре. Непосредственно направление учебных программ может разниться. Одни направления готовят кадры к клинической работе, а другие — к проведению исследовательской деятельности.

Все желающие получить лицензию на занятие клинической или консультативной работой должны проходить стажировку в течение года после приобретения докторской степени. Вакансии медицинского психолога закрываются очень быстро.

При наличии диплома бакалавра возможности трудоустроиться ограничены, правда, некоторые часто находят работу в исправительных организациях. Те специалисты, которые получают степень магистра, как правило, работают под руководством лицензированных психологов.

С какими проблемами работает психолог

Специалист в области психологии помогает пациенту освободиться от эмоциональных проблем, которые являются следствием стрессовых или конфликтных ситуаций. Психолог готов работать с различными затруднительными положениями, в которых находится пациент.

Трудные жизненные ситуации

Любой человек, на протяжении всей жизни, сталкивается с ситуациями, в которых трудно собраться с мыслями, найти правильное решение, ответить на вопросы. Это могут быть обстоятельства, когда необходимо решить какую-то жизненную задачу, изменить привычный уклад жизни. Всё это приводит к стрессу, нервному напряжению, негативным переживаниям.

Работа с психологом помогает человеку получить практические инструменты для улучшения эмоционального состояния. Это позволяет адекватно оценить обстоятельства, найти правильные направления решения вопросов. Консультации психолога помогают повысить качество жизни, научиться нести ответственность за все, что в ней происходит, получать удовлетворение от собственных достижений и без проблем выходить из конфликтных ситуаций.

Творческий или карьерный кризис

Профессиональное выгорание может настигнуть человека в любой сфере деятельности. Симптомы, свидетельствующие о наличии творческого или карьерного кризиса:

  • постоянная усталость, неудовлетворенность работой и результатами;
  • чувство эмоционального и физического истощения;
  • сомнения в собственной компетенции и профессиональной пригодности;
  • отстраненность и нежелание общаться с начальством, коллегами, клиентами и другими людьми.

Психолог помогает найти мотивацию для дальнейшего карьерного и творческого роста, способствует определению новых целей и способов их достижения.

Проблемы в семье или в отношениях

На разных этапах семейной жизни возникают психологические трудности у её членов. К таким проблемам психологи относят:

  • недопонимание поколений — извечная проблема «отцов и детей»;
  • конфликтные ситуации — поводом для разногласий могут стать отсутствие или недостаток коммуникации, домашние обязанности, сложности подросткового возраста детей, нарушения личностного пространства и т.д.
  • неверность супругов — измены и связанные с ними душевные терзания;
  • развод — болезненная ситуация, с которой не все могут справиться без потерь для психического здоровья.

Работая с психологом, человек может справиться с проблемами в семье, увидеть ситуацию в новом свете. Специалист помогает выстроить отношения по-новому, перестроить модель семьи, пересмотреть приоритеты.

Потеря близкого

Горе от утраты родного, близкого человека —непосильная ноша. В такой ситуации переживания, чувства и эмоции у каждого человека индивидуальны. Пациенты психолога могут проходить несколько стадий психологического страдания:

  • острый шок — замыкание в себе или, наоборот, истерика;
  • протест — неприятие события;
  • тоска — мучительные переживания, дезорганизация жизни.

Психолог помогает вывести пациента из острого шока, проработать ситуацию, помочь принять утрату, перенести боль и научить жить дальше.

Наш сервис психологической помощи готов помочь справиться с любыми сложными психоэмоциональными ситуациями. Мы точно знаем, что непреодолимых обстоятельств нет, поэтому даем возможность получить первые 20 минут консультации бесплатно для того, чтобы вы смогли понять, что психологическая помощь эффективна. Оставьте заявку на этой странице и психолог свяжется с вами в течение 5 минут. 

Распространенные методики клинической психологии

Выше было рассмотрено, что представляет собой профессия клинический психолог – кто это, чем он занимается, какие задачи решает. Теперь стоит разобраться с тем, какие методики он использует для работы.

  1. Художественная терапия. Она представлена лепкой, рисованием и другими творческими направлениями, способствующими выплескиванию переживаний. Такой подход помогает опытному специалисту выявить причину проблемы и отыскать ее решение.
  2. Гипноз. Многие люди считают, что это не терапия, а нечестный способ выманивания денег у населения. На самом деле, это миф. Дело в том, что в процессе проведения методики человек наполовину находится в состоянии сознания и может с легкостью контролировать ход процесса. В данном случае клинические психологи – это специалисты, которые занимаются раскрытием глубинных предпосылок переживаний и внутренних конфликтов.
  3. Практики телесно-ориентированного назначения. Главная идея этих методик базируется на неразрывной взаимосвязи между душой и телом человека. Такой подход способствует искоренению негативных паттернов мышления и взаимодействия между индивидуумом и миром, который его окружает.
  4. Метафорические подходы. Данная техника подразумевает применение абстрактных образов, позволяющих клиенту обеспечить раскрытие собственных чувств и мыслей. С психологом происходит проработка нюансов и поиск решения проблемы.
  5. Групповая работа. Коллективные практики чаще являются более эффективными, нежели меры. Достичь наилучшего результата позволяют тренинги, проводимые в коллективах до 10 человек.

Это далеко не все способы, применяемые в данном направлении. Выбор конкретного направления осуществляется в персональном порядке, в зависимости от особенностей и предпочтений пациента.

Таким образом, в статье было рассмотрено, что такое клиническая психология, и где может работать клинический психолог. Данное направление может быть как основным, так и вспомогательным в процессе лечения физических и психологических патологий. Профессионал не занимается медикаментозным лечением, потому что не имеет соответствующих компетенций.

Обязанности

В компетенции клинического психолога входит:

  1. Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
  2. Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
  3. Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
  4. Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
  5. Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
  6. Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
  7. Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений

Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:

Гуманитарный склад ума;
Аналитическое мышление;
Широкий кругозор;
Умение находить подход к человеку;
Склонность к работе с массивами информации;
Наличие лексического навыка;
Логические способности;
Умение концентрировать внимание;
Стрессоустойчивость.

Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:

  • Наличие знаний в проведении психологических обследований;
  • Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
  • Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
  • Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
  • Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
  • Умение применять приемы восстановительного обучения;
  • Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
  • Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
  • Умение использовать различные методы психологической коррекции.

2 Особенности и методики

Условно всех клинических психологов можно поделить на две большие группы — теоретиков и практиков. К первой относят тех специалистов, которые занимаются исключительно преподаванием соответствующих дисциплин. Они также разрабатывают методики коррекции и диагностики. Практики занимаются их воплощением в жизнь. В своей работе специалист использует большой спектр диагностических инструментов. Он не ограничивается разного вида тестами (с вариантами ответов или возможностью оценить свое состояние по балльной системе). В диагностике тревожных расстройств большое значение имеют проективные методики («Дом, дерево, человек», «Несуществующие животные» и т. п.), интерпретация которых представляет собой отдельное направление. Существуют способы для оценки когнитивных функций.

В своей работе специалист использует разные средства для коррекции. Это может быть различная арт-терапия, телесно-ориентированная и многое другое. Все зависит от индивидуальных предпочтений специалиста. В психотерапии на сегодняшний день существует большое разнообразие инструментов для исправления любых состояний. Все они не включают в себя медикаментозное лечение. Исключение составляет наличие психических заболеваний. Но в таком случае лечением занимается врач-психиатр. Основной инструмент клинического психолога — беседа. Она отличается от обычного диалога между друзьями или членами семьи и строится по определенной схеме. Ее цель — дойти до первопричины проблемы клиента. После этого ищут пути ее решения.

Цели и задачи курса

Главная цель предложенного курса – обучение клинических психологов, способных грамотно оценить психическое здоровье индивидуумов, найти и внедрить эффективные методы психологической помощи. Слушатели подробно изучат принципы работы с детьми, подростками, стариками, людьми, попавшими в сложные жизненные ситуации, пациентами, имеющими зависимости или тяжёлые заболевания, больными с девиантным поведением.

Программа даст ответы на вопросы

  • Каким этическим нормам в своей работе должен следовать клинический психолог?
  • Что изучает патопсихология?
  • Как связаны функционирование головного мозга и поведение человека?
  • Какие цели и задачи стоят перед изучением психологии здоровья?
  • Как эффективно проводить психотерапию?
  • Какие психические отклонения в развитии наблюдаются в детском и подростковом возрасте?
  • Как клинический психолог может помочь пожилым людям?
  • Как психологические факторы влияют на возникновение и течение телесных заболеваний?
  • Как следует проводить профилактику зависимого поведения?
  • Как психолог может помочь при возникновении экстремальных ситуаций?
  • Каким образом онкобольные получают помощь клинического психолога?
  • Вы можете работать клиническим психологом в поликлиниках, психоневрологических центрах, хосписах, детских домах, домах престарелых, санаториях и различных государственных или частных медицинских учреждениях;
  • Вы обладаете всеми необходимыми психологическими и медицинскими знаниями, разбираетесь в методах диагностики и принципах проведения психологической коррекции;
  • Вы способны помочь как больным, так и условно здоровым пациентам, имеющим пограничное состояние психики, справиться с серьёзными проблемами, кризисными ситуациями, соматическими заболеваниями. Благодаря вашей психотерапии у людей повышаются адаптационные возможности и развиваются психологические ресурсы.

История появления

Клиническая психология начинала развиваться на рубеже 19 столетия еще французскими исследователями, российскими психиатрами. Из числа французов можно выделить Ж.-М. Шарко, Р. Рибо, П. Жане, И. Тэна. Из русских ученых называют В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, И. А. Сикорского и других видных психиатров тех лет.

Так, В. М. Бехтерев в 1885 году основал первую в России психологическую лабораторию. Именно на базе психоневрологического института им. Бехтерева было проведено большое количество исследований.

Влияние на непосредственное развитие отечественной психологии клинического направления оказали И. П. Павлов, В. П. Осипов, В. Н. Мясищев, Г. Н. Вырубов. Особую роль в психологии в целом сыграл Л. С. Выготский, а затем его идеи были поддержаны и продолжены А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым и другими.

В период Второй Мировой войны все известные психологи, самые лучшие из них, были отправлены в военные госпитали и на практике постигали азы медицинской психологии. Среди них были Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник. Вся эта плеяда ученых умов помогала солдатам справляться с травмами, стрессами, переживать поражения головного мозга. Именно данная практика позволила им сформировать первые положения клинической психологии, поскольку был собран уникальный обширный материал по психическим расстройствам, которые связанны с локализованными мозговыми нарушениями.

Особенности обучения специалистов

Но как в педагогическом, так и в медицинском направлениях, психология является доминирующим предметом. Как правило, овладеть данной специальностью можно в любом ВУЗе, где есть такое направление (кафедра психологии).

Особый акцент для клинического направления делается на изучение следующих дисциплин:

  • нейропсихология;
  • патопсихология;
  • психосоматика.

Студенты, проходящие обучение на клинического психолога, кроме психологии, более глубоко изучают дополнительные предметы: психиатрию, наркологию, неврологию и другие.

Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру. Повышением профессиональной квалификации такие специалисты, как правило, занимаются самостоятельно. Для этого существуют различные курсы по ведению тренингов и консультированию.

Специалисты данной области психологии могут быть как теоретиками – преподавать в учебных заведениях, составлять учебные пособия, вести различные тренинги, так и практиками, непосредственно оказывая помощь обратившимся к ним людям. В последнем случае специалист занимается психодиагностикой или психокоррекцией. Для успешной деятельности клинический психолог должен иметь практические навыки работы не только с больными людьми, но и с условно или полностью здоровыми. То есть в рамках работы клинического психолога не только люди с пограничными состояниями, такими как депрессии или всевозможные неврозы.

Работа ведется с пациентами, с выраженными нарушениями психологического характера, которые возникают вследствие соматических заболеваний (онкологические опухоли, черепно-мозговые травмы, инсульты и другие). Основная ставка делается на окружающих больного человека людей. В большинстве случаев специалист обучает членов семьи или человека, который осуществляет уход, правильному общению с пациентом.

В некоторых случаях клинический психолог проводит работу с детьми: если ребенок отличается тревожностью, его мучают страхи или у ребенка присутствуют признаки начальной стадии невротического заболевания.

Иногда специалисту приходится заниматься не с отдельным пациентом, а с целыми семьями. Это происходит в том случае, когда нарушенный внутрисемейный климат оказывает сильное негативное влияние как на психику членов семьи, так и непосредственно на их здоровье. Клинический психолог может вести обучающие занятия с работниками клиник, больниц, заниматься составлением программ по психогигиене и психопрофилактике.

Такие специалисты входят в состав комиссии, при решении вопросов, касающихся присвоения инвалидности по тем или иным основаниям, а также принимают участие в проведении медико-судебных экспертиз.

При обследовании и определении общего состояния здоровья человека работают совместно с врачами других специальностей – психиатрами, неврологами, психотерапевтами и другими специалистами. Главная особенность деятельности клинического психолога заключается в проведении диагностики и дальнейшей психокоррекции у пациентов, с измененным пищевым поведением (в том числе с ожирением или анорексией), страдающих различного рода зависимостями, а также с девиантным поведением.

В работе клинический психолог может использовать следующие методы и способы:

  • Психологические методы. Специалист проводит всестороннее наблюдение за пациентом, изучает особенности его психологии и психики, ведет беседы, опросы и тестирование.
  • Сбор анамнеза, с последующим анализом полученных данных.
  • Психотерапия. Предполагает занятие рисованием, телесной терапией, участие пациента в групповых тренингах.
  • Психофизиологический метод. Определяется общее состояние здоровья человека.
  • Проводится анализ творческой деятельности индивида.

Разделы медицинской психологии

Психология здоровья предполагает целый ряд областей профессиональной деятельности, например:

  • Клиническая психология. В данной сфере работа специалистов включает в себя психотерапию наряду с модификацией поведения и санитарным просвещением.
  • Здоровье населения. Люди, которые работают в этой сфере, заняты разработкой всевозможных профилактических мер. Выполняя работу с группами, они занимаются пропагандой здорового образа жизни.
  • Психология здоровья общества. Такие специалисты занимаются исследованием здоровья на уровне населения государства и часто дают советы и рекомендации работникам сферы здравоохранения, а кроме того, государственным учреждениям.

Что нужно, чтобы получить работу медицинскому психологу?

Итоги: чем отличается психиатр от психотерапевта и психолога

Давайте поочередно сравним, чем же отличаются одни от других.

Во-первых, чем отличается психолог от психотерапевта.

Эти специалисты имеют различное образование. В первом случае — образование социальное и педагогическое, во втором — медицинское.

1 — Психолог работает со здоровыми людьми, помогая им справиться с решением конкретных ситуаций, определиться с выбором, наладить взаимоотношение с собой и близкими, повысить самооценку. С этой целью он проводит консультации, тренинги, тестирования.

2 — Психотерапевт же работает с пограничными состояниями, которые осознаются человеком, но являются нарушением. Как правило, это неврозы (обсессивно-компульсивные расстройства, фобии, психосоматика — здесь наша статья о том, как внутреннее состояние поддерживает хронические болезни).

Он использует уже индивидуальные или групповые сеансы психотерапии. Терапия при этом может иметь такие разновидности, как гипноз, гештальт, арт-терапия.

Во-вторых, чем отличается психиатр от психотерапевта?

1 — Про психотерапевта уже сказали.

2 — Психиатр же лечит именно болезни, связанные с нарушением работы мозга. Лечит он медикаментозно. При этом не использует психотерапию.

Обычно этот врач не выясняет, на какой почве произошел нервный срыв и психоз

Для него важно правильно обнаружить болезнь и справиться с ее симптомами медикаментозно

Некоторые врачи могут подключить с сотрудничеству и психотерапевта, если посчитают это необходимым.

Сами же психиатры так же могут обращаться к психотерапевтам, потому что работа с психически нездоровыми людьми трудна и требует внутренней проработки.

Итак, разница: психотерапевта и психиатра: первый работает со здоровыми людьми с помощью психотерапии, второй — с больными (у которых проблема в работе мозга); психолога и психотерапевта — один помогает с улучшением адаптации человека в окружающем мире, другой — с пограничными состояниями, которые выражаются в неврозах.

Надеемся, мы исчерпывающе ответили на этот вопрос. Вот чем чем отличается психиатр от психотерапевта и психолога.

У многих до сих пор есть определенные стереотипы, связанные с этими профессиями.

Но в нарушениях психики и работы мозга нет ничего стыдного. Они, так же, как и другие нарушения, поддаются корректировке и улучшению.

При этом, даже обращаясь к психиатру, это не грозит диспансерным учетом. Поэтому бояться его не нужно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector